Мельес и игровое кино

Ни для кого не секрет, что именно с первой премьеры братьев Люмьер кинематограф берет свое официальное начало. Однако, это не единственные личности, повлиявшие на процесс становления кинематографа. На первом кинопоказе присутствовал Жорж Мельес, иллюзионист. Он начал думать над тем, как можно применить кино в своем жанре выступления, так как реалистичность фильма Луи Люмьера произвела на него неизгладимое впечатление. Единственным недостатком кино того времени, по мнению Мельеса, было отсутствие развлекательного характера. Так, применяемые театральные постановки и «волшебные фонари», а также иллюминированные пантомимы Рено научили зрителей волнующе переживать за происходящее на экране.

Мельес применил немного другой подход. Он не стал пренебрегать документалистикой, но предпочтение отдавал только коротким сюжетам, объединяя отдельно взятые эпизоды в связное и, главное не сложное повествование. Самой известной картиной Мельеса, с применением личных приемов, стала лента «Завоевание полюса», вышедшая на зрительский суд в 1912 г. Данная картина четко показывает все усилия создать головокружительные спецэффекты, когда только зарождался кинематограф, а о таком понятии никто еще не слышал. «Завоевание полюса» — это яркий пример хорошего кино.

На самом деле Жорж Мельес стал не только первым «игровиком», но и прародителем таких популярных ныне жанров, как научная фантастика и ужасы. Он применял массу спецэффектов для достижения целого ряда трюковых фильмов. Конечно, некоторые спецэффекты (наложение кадров, растворяющиеся образы) были позаимствованы из того же «волшебного фонаря», но вот такие приемы, как стоп-кадр, стали именитым и уникальным изобретением новоиспеченного режиссера. Благодаря им Мельес мог остановить съемку и поменять сцену до того, как камеры снова начинали работать. Для примера можно привести фильм «Исчезающая дама» 1896 г., в котором, благодаря стоп-кадру, женщина практически на глазах превращалась в скелет.

Начиная с 1896 по 1914 гг. Мельесом было снято около 4 тыс. короткометражек, в большей части которых он принимал участие, как актер. Конечно, его основной задачей было проектирование сложных декораций, поэтому не редко он выполнял функции оператора, не говоря уже о режиссуре и написании сценариев. Также им была создана компания «Стар филмз», которая к 1902 г. заняла место самой крупной кинокомпании в мире. Некоторые его картины даже выпускались в цвете, при этом пленка раскрашивалась вручную. На сегодняшний день из его работ сохранилось только 140 кинолент, что отмечается существенной и исторической утратой кинематографа в целом.

По материалам сайта http://kinolist.net/